Американский фотограф дикой природы Питер Бирд найден мертвым в лесу

Печать

Американский фотограф, художник, коллекционер, путешественник, мемуарист и писатель, ярый защитник животного мира Питер Бирд был объявлен пропавшим без вести три недели назад, после того, как семья забила тревогу.

«Еще вчера (31-го марта) мы виделись с ним, разговаривали, а сегодня нигде не можем его найти. Да, он страдает деменцией, мог  заблудиться, пожалуйста, поторопитесь!»

20 апреля 2020 года тело Питера Бирда было найдено в лесу рядом с городом Монток на острове Лонг-Айленд в километре от его собственного дома. Известного своими работами фотографа, который  в течение 60 лет  документировал африканскую природу, нашли практически съеденного койотами.

* * *

Обычно собакам-ищейкам дают подушку, на которой спал человек, или еще что-нибудь сугубо личное, чтобы запомнить его запах. Так было и в этот раз. Но три недели прочесывания местностей на расстоянии 75 километров в округе ничего не дали.19 апреля в полицию позвонил какой-то фермер, увидевший обрывки одежды, а чуть дальше останки какого-то человека. К сожалению, им оказался знаменитый фотограф, посвятивший всю свою жизнь изучению дикой природы – снимал, писал о ней книги, страстно принимая участие в движении за сбережение окружающей среды. Впрочем, чем бы он ни занимался, он всегда делал это со страстью и очень искренне.

Он знал и дружил с интереснейшими людьми современности – Энди Уорхолом, Сальвадором Дали, Фрэнсисом Бэконом. С последним Питера связывали близкие отношения. Он фотографировал Бэкона и сам выступал в роли модели для его нескольких картин. Мало того, Питер путешествовал и фотографировал группу 'Rolling Stones' во время ее печально известного гастрольного тура 1972-го года по Америке (America).

В раннем окружении Питера были такие знаменитости, как  Джеки Онассис, Ли Радзивилл, Трумэн Капоте, Бьянка Джаггер. Все они жили в своих домах или арендовали недвижимость в Монтоке (Montauk) и Манхэттене (Manhattan) в 1970-х и 1980-х годах.

Его бабушка Рут Хилл Бирд (Ruth Hill Beard) вышла замуж во второй раз – за Пьера Лорилларда IV (Pierre Lorillard IV), табачного магната. Прадед фотографа, Джеймс Джером Хилл (James Jerome Hill), был основателем Великой Северной железной дороги в конце XIX и начале XX веков. Сколотив целое состояние в железнодорожном бизнесе, Дж. Дж. Хилл, бывший к тому же большим покровителем искусства, оставил все свое наследство правнуку Питеру. В итоге, большие коллекции прадеда оказали огромное влияние на интерес Бирда в области искусства и красоты.


В 1955 году он решил уехать в Африку, по словам знакомых, вдохновившись книгой писательницы Карен Бликсен «Прощай, Африка». Купил в Кении ранчо и долго жил там, снимая африканскую природу, писал  художественные книги о жизни в Африке, издавал фотоальбомы.

***

Питер учился в Йельском Университете (Yale University), куда вначале поступил в качестве студента-медика, а затем быстро поменял направление в сторону истории искусства.

После окончания учебы, в Кении, фотограф задокументировал гибель десятков тысяч слонов и других диких животных.Бирд одним из первых начал рассказывать в США о том, как деятельность человека вредит дикой природе.

Его первая выставка прошла в галерее Блюм Хелман (Blum Helman Gallery) в 1975-м году. Позднее, после встречи с Карен Бликсен в Дании (Denmark), Бирд приобрел 43 акра хозяйства в Африке. Этот участок земли прилегал к ферме Карен в Кении (Kenya), а также располагался рядом с небольшим отелем 'Giraffe Manor' у подножия холмов Нгонг (Ngong Hills). Свои владения любитель Африки назвал 'Хог-Ранч' ('Hog Ranch').

Последовательно ведя дневники, Бирд рассказывает в них о своих взаимоотношениях с Африкой, Карен Бликсен, арт-сценой Нью-Йорка, миром моды, Голливудом (Hollywood) и даже администрацией Кеннеди (Kennedy). Нескончаемые страницы одна за другой заполнены фотографиями женщин, вырезками из газет, сухими листьями и насекомыми; старыми фотографиями, тонированными сепией; и рисунками животных и людей, сделанных художниками кикуйю. Иногда на страничках фотографа-путешественника появляется и его собственная кровь. Также Питер не раз цитирует в своих работах Джозефа Конрада (Joseph Conrad), на полях тушью оставляет бесчисленные заметки и не гнушается вставить изображения разлагающейся туши слона.

Его самая известная фотокнига «Конец игры» была опубликована в 1965 году и переиздана в 2015-м. Они посвящена размышлениям о влиянии западной цивилизации на уязвимую дикую природу Кении. Изображения и предметы, связанные с этим трудом, выставлялись в Национальном центре фотографии в Париже и в Международном центре фотографии на Манхэттене.


«Я буду писАть везде, где это только можно»
Кооби-Фора, Кения, 1965


Питер Бирд известен не только тем, что запечатлел находящихся под угрозой исчезновения африканских слонов. Он также снимал многих супермоделей и рок-звезд, в том числе Мика Джаггера (Mick Jagger), Дэвида Боуи (David Bowie), Иман Мохамед Абдулмаджид (Iman Mohamed Abdulmajid), Верушку фон Лендорф (Veruschka von Lehndorff) и свою первую жену, Минни Кушинг (Minnie Cushing).


Фотограф был завсегдатаем нью-йоркского клуба «Студия 54». Также именно Бирд обнаружил супермодель Иман — и буквально создал сказочную легенду о ее происхождении.

«Питер был необыкновенным человеком, который вел исключительную жизнь. Он выдавливал каждую каплю из каждого дня. Он был непреклонен в своей страсти к природе. Он был бесстрашным исследователем, неизменно щедрым, харизматичным и проницательным. Питер определил, что значит быть открытым: для новых идей, встреч, людей, способов жизни и бытия. Он был современным художником-пионером, который опережал свое время на десятилетия в своих попытках поднять тревогу об ущербе окружающей среде. Он умер там, где жил: на природе. Мы будем скучать по нему каждый день», — рассказывает один из членов семьи фотографа.

* * *

«Он умер там, где жил: на природе», — повторяют один за другим печатные издания.. Умер на природе?! – Давайте назовем все своими именами. Он погиб, и погиб страшной смертью. Его загрызли койоты. Старого больного человека, заблудившегося в километре от собственного дома, вконец обессилевшего и не понимавшего, что с ним происходит, съели дикие животные в лесу.


«Тот, кого не затоптал слон»

Анатолий Давыдов, специально для журнала «Контур» и газеты «Реклама Майами»

Звоню я своему московскому другу Гене и сообщаю ему о том, что наконец, после трех недель поисков обнаружили съеденное койотами тело Питера Беарда буквально в километре от его дома в Лонг-Айланде.

Каким образом десятки натренированных собак, полицейские, егеря, вертолеты, вездеходы, морские «котики», дроны столько времени кружили вокруг да около, просто не укладывается в сознании. Ну а Гена: «Помню его прекрасно по Нью Йорку, … веселый был парень,.. только у него под ногтями всегда какая-то грязь была…» Пришлось объяснить, что это была не грязь, а краски и чернила, потому что он постоянно, даже сидя за барной стойкой, что-то дорисовывал, дописывал, замазывал, переписывал по периметру своих фотографий, изображавших крокодилов, антилоп, кинозвезд, зебр,  президентов, моделей, слонов… Иногда прокалывал палец и своей кровью рисовал… Так что там было не до маникюра.


Красавец, чуть не сыгравший в свое время Джеймса Бонда в кино, миллионер, философ, художник, бродяга, сердцеед, аристократ, - Питер был именно тем, кого называют «без страха и упрека». Он мог удержаться на спине бегущего носорога и мог оседлать голодного крокодила. Однажды за ним погналась слониха, догнала и буквально его растоптала. Так вот уже на земле, весь переломанный, окровавленный, он продолжал нажимать на затвор фотоаппарата.

Чудом выжил, два года на костылях. И опять появился в Нью Йорке: смеющийся, мудрый, щедрый, талантливый, непредсказуемый.

После многих лет в Африке, вернулся в Нью Йорк  с новыми планами, новой женой и всегда с фотоаппаратом в руке.

Питер Бирд рядом с его портретом датской писательницы Карен Бликсен на выставке в Париже в 1996 году...Jerome Delay/Associated Press


Ходил по Нью Йорку босиком, лишь зимой надевая легкие сандалии, и говорил: «Я здесь живу, потому что моя любимая Африка теперь просто помойка…»

Он знал всех, и его знали все.

«Познакомься - это Мик, - подтолкнул он меня однажды к кумиру моего детства Микку Джеггеру.

Он скучал по Африке. По ее запахам, диким животным, по принципу «кто - кого», и, думаю, именно поэтому он потянулся к русским, которые особенно в 90-е вели себя в Нью Йорке, как в джунглях.

Денег у него особо не было. То есть ему платили баснословные гонорары, но он их тратил с той же легкостью, с какой еще в юности растранжирил огромное наследство.

Часто приглашал в ресторан большие компании, но счет никогда не приносили, причем и он не платил, тем более, что наличные, бумажник и кредитные карточки он принципиально с собой не носил. Обычно шепнет что-то менеджеру, тот кому-то позвонит, и все уходят, ничего не заметив.

Питер Бирд жил, что называется, «на полную катушку», жил с улыбкой и уверенностью, что хороших людей в мире больше, чем плохих.

Он был верным другом и в какой-то мере врагом самому себе. Впрочем как и мы все.

Когда-то давно мой приятель Саша сказал мне вдруг: «Каждый день дорог,… одной ногой в могиле.»  Сказал - и вскоре совершенно неожиданно умер.

Питер Бирд научил меня главному, - «Каждый час моей жизни дорог.»

А. Давыдов